Как вернуть мото к жизни после пережитой зимы?
Для
того, чтобы бороться с причинами весенней нерадивости мотоцикла, надо прежде
всего понять ее возможные причины. Причины весенней незаводки (при условии, что
мотоцикл заводился осенью, и если механические повреждения исключены),
практически все сводятся к двум: 1) топливо 2) зажигание
Начнем
с топлива
Существует
такое понятие, как срок хранения бензина. Что означает: если мотоцикл сразу же
не завелся на старом бензине, то он уже не заведется довольно долгое время
(некоторые мучаются неделями ;))). От этой беды есть панацея - импортная жижа
под названием "стабилизатор топлива" (fuel stabilizer), но наливать
ее надо было осенью, сейчас уже поздно. При наливке соблюдайте пропорцию -
флакончик обычно рассчитан на пару-тройку автомобильных баков.
Что
может помочь сейчас? Чтобы обеспечить приток свежего топлива, надо слить бензин
из бака и поплавковых камер. Из бака бензин проще всего слить так: закрыть
кран, снять с крана резиновый шланг, ведущий к карбюраторам (там надо расцепить
такой маленький хомутик), подставить емкость и открыть кран (это если кран у
вас механический, а не вакуумный). Не забудьте соразмерить емкость с
количеством оставшегося в баке бензина, а то разольете все на мотоцикл.
Если
кран вакуумный (о чем красноречиво свидетельствуют два шланга, идущие от него к
карбюраторам и блоку цилиндров), то нужно снять с блока цилиндров тонкий
резиновый шланг и создать там разрежение, проще говоря, всосать воздух через
него. Если кран исправен, через основной шланг польется бензин. Держать вакуум
можно прищепкой, зубами замучаетесь. Не бойтесь, бензина не глотнете, в этот
шланг он не поступает. В конце концов, если первые два варианта представляются
слишком сложными, можно и просто снять бак и перевернуть его ;))).
Слив
бензин из бака, нальем туда свеженького, заботливо налитого утром в канистру на
заправке. Не скупитесь на количество: некоторые трудные мотоциклы почему-то
заводятся только с полным баком. Еще хорошим ходом является оставить при
заводке крышку топливного бака открытой на случай, если топливо не поступает в
карбы из-за вакуума.
Теперь
находим сливные винты поплавковых камер. Они (количество винтов зависит от
количества карбюраторов и ровно соответствует оному) находятся в самой нижней
точке карбюратора (иначе какой же из него слив ;))), так что найти их довольно
легко. Если карбюраторов четыре, двигатель рядный или V-образный, придется
вооружиться плоской длинной отверткой с длиной жала около 12 см. Подсвечивая
фонариком (иначе даже при дневном свете не найдете сливные винты), осторожно
выкручиваете по очереди все винты, заранее подложив под него ветошь, хорошо
впитывающую влагу. Выльется из поплавковых камер не так много, так что тряпки
50х50 вполне хватит, чтобы все это впитать. Хороший шанс посмотреть, не
нуждаются ли карбы в чистке – если кончик винта грязный и ржавый, значит, пора.
Теперь
зажигание
Система
зажигания в той части, которая доступна чайнику для инспекции и ремонта,
состоит только из свечей и аккумулятора, так что этим и ограничимся. Состояние
аккумулятора является важнейшим фактором беспроблемной заводки, так что
рекомендую этим не пренебрегать. Автомобильный аккумулятор, «прикуренный» через
провода, поможет, но не даст такого эффекта, как хорошо заряженный заранее
собственный мотоциклетный аккумулятор. Не говоря уже о том, что
саморазрядившийся за зиму аккумулятор не прокрутит движок, он еще и не даст
нужного напряжения на «мозги», которые вследствие этого откажутся правильно
работать и давать искру. Так что с разряженным аккумом лучше даже и не
пытаться.
Напомню, что заряжать аккумулятор лучше всего током в 10% от номинальной емкости в течение 10 часов, т.е. аккумулятор емкостью 9 А/ч лучше всего заряжать током 0.9 А в течение 10 часов. Рекомендуемый ток зарядки написан на крышке аккумулятора, так что есть смысл посмотреть. В Магазине Мото.Ру есть специальное устройство для зарядки мотоаккумуляторов, все бесплатно, приходите и заряжайтесь. Автомобильные «автоматические» зарядные устройства лучше не применять – они рассчитаны на емкость стандартного автоаккумулятора (50 А/ч), и при подключении к ним относительно слабого мотоаккумулятора думают, что перед ними очень дохленький автоаккумулятор, который они пытаются взбодрить мега-током.
Некоторые
аккумуляторы могут заряжаться и в ускоренном режиме в течение часа током в
половину емкости (например, для аккумулятора Yuasa емкостью 9 А/ч это будет 5 А
в течение часа), но только если это прямо на нем написано. Аккумуляторы Yuasa,
штатно устанавливаемые на Хонды, почти все обладают такой возможностью. При
зарядке, кстати, не забудьте вытащить пробки банок (если они вытаскиваются!!!).
Те же Yuasa оборудованы специальной «таблеткой», которая пропускает через себя
выделяющийся газ, но не пропускает жидкость.
Далее,
для хорошего пускового тока аккумулятор должен иметь хорошую плотность
электролита (это если аккумулятор обслуживаемый). Для замера плотности
электролита существуют ареометры, продаются рублей по 20 в любом магазине
автозапчастей. Плотность заряженного акуумулятора должна составлять 1,27, если
нет, то надо долить дистиллированной воды – стоит рублей 10-15 за 1,5 литра.
Осторожнее с электролитом - он запросто может попортить одежду, если вы будете
вытирать испачканные им руки об штаны.
Если
аккумулятор слабенький (вроде крутит, но быстро дохнет), можно попробовать
оживить его средствами типа Electro Start или Amper Plus. Не переборщите с
дозировкой – они рассчитаны на автомобильные аккумуляторы. Залейте жижу или
засыпьте порошок в отверстия банок (если аккумулятор необслуживаемый, нужно будет
получить доступ к дыркам путем варварского отрывания той самой планочки, на
которой написано «необслуживаемый» ;))).
Свечи
Их
лучше всего проверять специальным пробником – производители строжайше запрещают
проверку свечей «на пробой» на массу. Впрочем, можно и так, если не жалко
«мозги» стоимостью $500. А пробник по сравнению с этим стоит копейки, да и
всегда пригодится, не только на мотоцикле, но и на автомобиле. Электрод на
«дуле» пробника надо поставить на наконечник свечи, а другой, болтающийся, закоротить
на массу. Массы вокруг полно – блок цилиндров подойдет ;))). Если свеча не
«пашет», ее можно заменить на новую, а можно постараться реанимировать, если
она вообще реанимируется. Для этого попробуйте зачистить электроды в месте, где
между ними по идее должна пробивать искра, тонкой наждачкой и выставите зазор,
рекомендуемый производителем (это очень важно!).
Теперь,
когда у нас свежий бензин в баке и поплавковых камерах, а также хорошо
заряженный аккумулятор, можно приступать собственно к заводке. Заводите при
полностью вытянутом подсосе, причем ручку газа в это момент ВООБЩЕ не
трогайте!!! Дело в том, что при движении ручки газа смесь не обогащается, а
наоборот, обедняется за счет поступающего в больших количествах воздуха,
поэтому, крутя газ, вы мотоцикл никак не заведете. Лучше вообще ручку газа не
трогайте, уберите от нее руки подальше. Пробуйте заводить при всех
вышеперечисленных условиях (проверьте краник) не более трех раз, потом
потребуется продуть цилиндры. Для этого при очередной попытке поверните до
отказа ручку газа и подержите кнопку стартера секунд пять. Котлы продуты.
Заводка с толкача
Первый
способ хорошо знаком всем без исключения, но для полноты изложения повторюсь.
Толкать надо минимум вдвоем, так как одного человека на заводку более чем
400-кубового байка точно не хватит, если он, конечно, не стоит на вершине
Джомолунгмы. Подсос надо опять же полностью вытащить, если двигатель холодный.
Заводить с толкача по грунтовой дороге японский байк с высокой степенью сжатия
вообще практически бесмысленно, особенно если она влажная. Сам пробовал, гы.
Для совсем несведущих – процедура такая: водитель восседает на байке, втыкает
вторую передачу и держит рычаг сцепления нажатым, а тем временем другой
расталкивает его до скорости бега. Зажигание не забудьте включить ;)) Критичным
является «дожатие» байка в тот момент, когда водитель отпускает рычаг
сцепления, и в силовую цепь включается двигатель. Водителю надо быть готовым к
тому, что аппарат заведется и помчится вперед. Тогда надо срочно нажать рычаг
сцепления и переключиться на нейтраль. Глушить двигатель в течение минут 15 не
рекомендуется, чтобы он прогрелся, а аккумулятор – хоть чуть-чуть зарядился.
Заводка
на эфире
На
эфире двигатель можно завести и одному, но это способ, часто применяемый в
Сибири в морозы ниже 40 градусов, убивает КРАЗы за один сезон эксплуатации.
Если и он не помог, значит, дело в чем-то другом, требуется диагностика и, в
случае необходимости, ремонт. Делается это так: снимается крышка воздушного
фильтра (у кого фильтр под баком, приподнимается бак), прямо на фильтрующий
элемент набрызгивается щедрое количество эфира (Starting Fluid, 100 рублей в
любых автозапчастях), крышка закрывается (на место ставится бак, можно пока не
прикручивать, главное – не упустить время, пока эфир испарится). Теперь
заводимся опять же на вытащенном подсосе. Если с трех-четырех раз движок не
запустился, значит, нечего ловить, надо ехать в сервис. Если хотя бы чихнул, можно
попробовать повторить процедуру. А запах… Смотрите не задохнитесь.
Если
короче, то весь процесс выглядит так:
1.
Освободить бак от старого бензина и залить свежий. Не секрет, что моторное
горючее теряет свои качества в процессе длительного хранения из-за испарения
легких фракций, попадания в него конденсата, выпадания в осадок смол и т. д.
Проверить чистоту топливного крана, фильтра и шланга. В случае необходимости их
прочистить и продуть сжатым воздухом.
2.
Проверить состояние аккумулятора и свечи (свеч) зажигания. Аккумулятор с
течением времени разряжается и требует подзарядки. Для этого используются
специальные зарядные устройства. Исправность свечи проверяется с использованием
пробника и визуально. Пробой ее обнаруживается в виде едва заметной полоски и
невооруженным глазом. Убедиться в исправности проводов, контактов,
предохранителей и других элементов системы зажигания.
3.
Продуть цилиндр (цилиндры). Возможно, что в них образовалась некондиционная
топливовоздушная смесь, которая не может воспламениться от искры. Для ее
удаления нужно полностью выкрутить ручку газа и на несколько секунд включить
стартер. Повторить это 2–3 раза.
Проделав
перечисленные операции, нужно попытаться завести двигатель нормальным способом.
В случае неудачи можно использовать старый и проверенный метод — запуск мотора
с «толкача». Если и этот способ не поможет, то неисправность могут выявить и
устранить специалисты сервисного центра, куда необходимо доставить мотоцикл.