Замена тормозных колодок на эндуро. Причины и симптомы их неравномерного износа
Почти на всех
колодках любого производителя существует так называемый «маркер износа». Это
всего-навсего несколько поперечных пропилов на поверхности накладки, которая
входит в контакт с диском. Следовательно, по мере стирания колодки эти бороздки
становятся все мельче и мельче, пока не исчезают совсем. И тут-то пора очень
серьезно подумать об их покупке и замене или посетить место, где это сделают за
вас – пока накладки не стерлись до железа и не начали «токарную обработку»
тормозных дисков, снижая эффективность торможения до аварийно-опасного уровня.
Чтобы увидеть этот самый маркер, всего-то нужно наклониться (или присесть на корточки), посмотреть через тормозной суппорт поперек колодок (такая массивная штуковина возле вилки, в которую входят тормозные шланги) и увидеть накладку. Затем визуально определить, есть еще бороздки или уже стерлись. С задним дисковым тормозом поступаить аналогично.
С барабанными без
снятия колеса не обойтись. Вообще, с барабанными тормозами все немного сложнее.
Если иностранные производители не ленятся нанести бороздки для контроля степени
износа на накладки барабанных тормозов, то отечественные мотоциклы такими
удобствами не обладают. Для контроля используется линейка, которой измеряется
толщина накладки и решение о замене принимается, исходя из инструкции к
мотоциклу, где указана ее предельная толщина. Так «должно быть», но в
большинстве случаев все происходит «на глаз».
Частоту контроля за
состоянием колодок устанавливают, исходя из стиля езды и класса мотоцикла. Если
вы хозяин «реактивного снаряда» и предпочитаете максимально быстрое перемещение
от светофора до светофора с резким стартом и таким же резким торможением, то не
лишним было бы проводить осмотр раз в месяц.
Если же вы катаетесь на
чоппере, выезжая только в ночь на пятницу 13-го, чтобы пролететь из одного
конца города в другой, то о состоянии колодок можно не беспокоиться еще лет
50-100.
Некоторые симптомы,
свидетельствующие о дефектах тормозной системы
Свист тормозов
Бывают, конечно, и
низкокачественные, свистящие тормозные колодки, но обычно причина свиста – это
вибрация между диском и колодками. Это может быть вызвано искривленной
геометрией диска или засоренными или корродировавшими тормозными поршнями,
которые не могут свободно отойти от диска. Специальная процедура очистки
тормозных суппортов и поверхностей колодок может решить эту проблему.
«Ватные» тормоза
«Момент прижима», когда колодки прочно
«хватают» тормозной диск, должен быть четко ощутим. Если этого ощущения (при
прогретых тормозах) нет, то проверьте: не попало ли масло на тормозные диски
или колодки, не расслоился ли какой-то тормозной шланг, нет ли воздуха в
системе, а также степень гидратации тормозной жидкости.
Неравномерный износ
колодок
Слегка неравномерный их
износ – это нормально. Колодки спереди (если смотреть в сторону вращения
тормозного диска) греются сильнее, поэтому изнашиваются тоже слегка сильнее.
Если неравномерность износа очень сильно заметна, то это повод отвезти мотоцикл
в сервисный центр.
Износ тормозного диска
Со временем тормозные
колодки протачивают канавки в тормозном диске. Этот процесс ускоряется при
использовании дешевых тормозных дисков или некачественных металлических
колодок, а также при наличии грязи и песка на рабочих поверхностях. Также
следует следить за минимальной толщиной тормозного диска. При достижении
минимальной сервисной толщины диск должен быть заменен на новый (если передняя
тормозная система двухдисковая, замене подлежат оба диска одновременно). При
установке новых дисков следует установить новые тормозные колодки, чтобы старые
притертые колодки не пытались проточить на новом диске знакомые канавки.
Замена тормозных
колодок на эндуро
В отличие от
современных дорожных мотоциклов, у эндуро в основном тормоза более простые.
Вместо плавающих тормозных дисков, там используются плавающие тормозные
суппорты. Плюс, поршень находится только с одной стороны, а с другой стороны
тормозная колодка упирается в корпус суппорта. По идее, тормозной суппорт
должен автоматически центрироваться по мере износа тормозных колодок. Но этого
не произошло, поэтому придется разобрать и посмотреть.
После откручивания пары
крепежных болтов, плохое состояние направляющих тормозного суппорта становится
очевидным.
Такая деталь уже не
способна свободно двигаться и обеспечивать равномерное усилие на тормозных
колодках. Из этого следует неравномерный износ тормозных колодок и прочие
мелкие пакости типа свиста при торможении. Для восстановления работоспособности
нужно очистить остатки старой смазки и нанести новую, которая не высохнет
подобно старому солидолу.
При помощи шлифовальной
бумаги и полировочной пасты деталь становится лучше, чем была в молодости, лет
эдак 20 назад. Теперь остается смазать ее синтетической литиевой смазкой,
которая не боится контакта с водой и работает в широком диапазоне температур.
Далее, тормозной суппорт собирается, устанавливаются новые тормозные колодки и можно считать, что половина дела сделана — было бы нелогичным сделать сервис только заднему тормозу, теперь пора разбирать передний/
Кроссовый мотоцикл
Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение?
Мотоочки, какие бывают и как их выбирать
Маркировка мотошин
Визоры и особенности их эксплуатации