Правила прохождения поворотов в спидвее
Рев четырехтактных моторов, брызги льда, борьба колесо в колесо, невозможное с точки зрения земного притяжения. Гонщики закладывают байки так лихо, так бесстрашно кидаются на обгон, почти лежа на льду, всего в нескольких сантиметрах от усеянных шипами колес мотоцикла соперника... Ледовый спидвей — удивительное по зрелищности действо, с завидным постоянством собирающее полные стадионы в самую морозную погоду. Один овал, покрытый толстым слоем льда, четыре круга и напряжение до самого последнего заезда! Особую любовь ледовый спидвей завоевал у нас еще и потому, что все верхние строчки мирового рейтинга в этом виде мотоспорта занимают исключительно российские пилоты. Пожалуй, единственный вид спорта, где нам действительно нет равных, и — какое совпадение! — самый безумный.
При плавном повороте, как правило, движение мотоцикла замедляется из-за того, что водитель отпускает ручку газа и тормозит двигателем. Далее мотоцикл набирает скорость. Наклон мотоцикла и тела очень важны при выполнении техники поворота.Наклон должен быть в сторону поворота для поддержания баланса.
Одинаковый угол наклона тела и мотоцикла является самым распространённым способом. При обычных условиях дороги этот вид наклона подойдёт лучше остальных.
Меньший радиус угла наклона тела, чем угол наклона мотоцикла, делает поворот передней вилки легче и поворачивает колесо в сторону поворота, что способствует прохождению поворота с минимальным радиусом.
Наклон тела больший по сравнению с наклоном мотоцикла способствует прохождению поворота в снегах или песках, на склонах. Помимо тела лучше вынести ногу, согнутую в колене и снятую с подножки, а бывает, что водитель смещает всю массу тела в сторону поворота, при этом угол наклона мотоцикла становится максимальным.
Водитель должен обладать высоким мастерством для исполнения такого поворота. На общей дороге поворот с данной техникой делать нельзя — это чрезвычайно опасно. Наклон с такой техникой будет эффективен на большой скорости со сцеплением на грани.
Чем выше скорость езды и меньше угол поворота, тем меньше остаётся времени на исполнение наклона при повороте. Быстрота наклона играет немаловажную роль при неожиданных обстоятельствах и угрозе столкновения.
Как легко и быстро провести тренировку наклона: начертите на дороге змейку и проезжайте её с увеличивающейся скоростью.
Любители гонок могут увидеть, что успешные гонщики заметно выворачивают первое колесо в противоположную сторону от поворота. Боковая сила колеса состоит из поворачивающей и тяговой. Поворачивающая сила не будет генерироваться при движении к кривой, колесо будет склонно к движению по касательной к кривой.
Сила, совпадающая с направлением движения, называется тяговой, она и является причиной замедления при резком повороте. Для согласования с поворачивающей силой нужно довернуть руль в ту сторону, где находится центр поворота. При появлении излишней поворачивающей силы нужно наоборот отводить руль от поворота.
Существует два источника, которые создают силу движения в повороте: боковая реакция шин и угол скольжения; составляющая сила тяги двигателя, действие которой направлено в центр поворота. Двигательная сила при повороте находится на уровне заднего колеса и имеет две составные.
Действие первой направлено на поддержание скорости на повороте, второй — на движение байка к центру поворота, т.е. она в какой-то мере и производит поворачивающую силу.
Другие материалы по теме:
Кроссовый мотоцикл
Что влияет на скорость и ускорение мотоцикла? От каких факторов зависит эффективное торможение?
Мотоочки, какие бывают и как их выбирать
Маркировка мотошин
Визоры и особенности их эксплуатации