Стартер мотоцикла и его ремонт
Основными неисправностями стартера могут быть следующие. При включении стартера не срабатывает тяговое реле, якорь не вращается.
Причины:
- неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;
- сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов;
- слабая затяжка наконечников;
- отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартера или выключателя зажигания;
Еще возможно межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу», заедание якоря тягового реле, да и неисправность контактной части выключателя никто не исключает.
При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Причинами могут быть:
- разрядка аккумуляторной батареи;
- окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников соединительных проводов;
- ослабление затяжки крепления на контактных болтах тягового реле стартера;
- подгорание коллектора;
- зависание щеток или их большой износ;
- обрыв в обмотке статора или якоря;
- замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу»;
- замыкание между пластинами коллектора;
- межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыкание их на «массу».
Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение — 9 В. Если эти значения больше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеются отклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимо проверить, нет ли в ней замыкания.
Толкать умеете?
Если, нажав кнопку стартера, слышишь кратковременный непривычный скрежет и мотор не заводится, то, вероятнее всего, дело не в стартере - просто "сдох" аккумулятор. Симптомы неисправности стартера другие: при нажатии на пусковую кнопку раздается одиночный металлический щелчок контактов реле включения стартера, но за ним не следует шума мотора. Что предпринять?
Включите первую передачу и на выжатом сцеплении, толкая мотоцикл вперед-назад, нажимайте кнопку стартера. Если мотор заработал, можно сделать вывод: между угольными токосъемными щетками и коллектором плохой контакт. Между трущимися деталями (щетками коллектора) попадала пыль, из-за нее происходило искрение и образовался своеобразный диэлектрик. Когда же мотоцикл толкали вперед-назад, при скольжении щетки нашли контакт - и стартер заработал.
Этот способ запуска мотоцикла выручит, если "болезнь" на начальной стадии. Однако неизбежно наступит момент, когда мотор возбудить не удастся.
В операционную!
Ремонт вышедшего из строя стартера рассмотрим на примере Honda XR250 Baja. Благо, на мотоцикле нет облицовки, и интересующая нас деталь легкодоступна.
Для работы понадобятся: ключи - торцовые "на 12" и "10", рожковые - "на 7" и "10".
Установите аппарат на подставку. Чтобы добраться до стартера, демонтируйте выхлопную трубу. Для этого отвинтите четыре гайки на фланцах патрубков. Болт на хомуте достаточно лишь ослабить.
Отвинтите по два болта маслопровода и крепления корпуса стартера к картеру. Отсоедините клемму на стартере. Легонько простучите молотком (через деревянный брусок) корпус стартера - чтобы шлицы вала якоря вышли из зацепления с шестерней обгонной муфты. Из рамы выньте стартер через левую сторону.
Вскрытие стартера. Выкрутите два болта. Обе крышки корпуса снимаются, якорь легко выходит из ротора (это постоянный магнит). Будьте внимательны и предусмотрительны: не перепутайте порядок расположения шайб на валу якоря!
Ремонт стартера мотоцикла
Вам будет хорошо видна грязь, которая и доконала стартер "неубиваемой" Honda: коллектор покрылся диэлектриком, ламели (прорези в роторе) забиты грязью, токосьемные щетки с трудом перемещаются в гнездах.
Ремонт. Наждачной бумагой (зернистость - мелкая) зачистите коллектор, ламели - чистим скребком, изготовленным из ножовочного полотна. Якорь отмойте в чистом бензине (фото 11). Крышку корпуса с угольными щетками также "искупайте", особо тщательно обработайте свеженьким бензином и игольчатый подшипник в другой крышке.
Сборка. Игольчатый подшипник во время работы мотора смазывается моторным маслом, однако при сборке все равно смажьте его тем же моторным маслом. В крышке корпуса со стороны щеток установлена металлокерамическая втулка - забейте ее консистентной смазкой (Castrol LMX).
Соедините все детали - шайбы, уплотнительные кольца. Не перепутайте, какой стороной стыкуется корпус статора с крышкой, в которой находятся щетки, для этого существует специальный паз на корпусе и ответный выступ на крышке. Если уплотнительное резиновое кольцо (их должно быть два) на корпусе статора порвалось, а замены нет, можно воспользоваться герметиком (и нам пришлось его применить). Стяните детали стартера болтами. Проверьте, прокручивается ли якорь в корпусе? Ничего ли не зажато?
Установите стартер на мотоцикл. Все операции, описанные в разборке, проведите в обратном порядке.
Ремонт амортизаторов своими руками
Ремонт подвески спортбайка
Выбор руля для мотоцикла
Виды настроек мотоподвески
Ржавчина внутри бака: что может сделать мотоциклист?